Сравнение учений Будды и Кришны
1. Возникновение и цель:
Учение Будды и Кришны имеют разные предпосылки и цели. Будда учил, что страдание является неотъемлемой частью жизни и целью его учения является преодоление страдания путем достижения нирваны — состояния освобождения от жажды и склонности к жизненным желаниям. В то же время, Кришна учил, что целью его учения является возвращение каждой души к Богу и обретение высшего счастья и вечной жизни в объятиях Божественной Личности.
2. Путь к просветлению:
Учение Будды выдвигает предельно важное понятие Восьми Составляющих пути, чтобы достичь нирваны, включающего правильное понимание, намерение, речь, действие, средства к существованию, усилия, осознание и сосредоточение. С другой стороны, учение Кришны возвышает путь преданного служения (бхакти-йогу) как основной способ достичь освобождения
Бхакти-йога основана на преданности, любви и служении Богу, включая повторение святого имени Бога, служение алтарю Бога, чтение священных текстов и участие в религиозных церемониях.
3. Понятие о реинкарнации:
Оба учения признают понятие реинкарнации, однако с разными подходами. В буддизме реинкарнация рассматривается как бесконечный цикл смерти и возрождения, из которого можно освободиться достижением нирваны. В индуизме, которому принадлежит учение Кришны, реинкарнация рассматривается как возможность для души исправить свои ошибки и продвигаться по пути духовного развития, пока не достигнет освобождения (мокши). Кришна также учит, что реинкарнация может привести к возрождению в разных мирах и в разных формах существования в зависимости от кармы души.
4. Роль личности:
В учении Будды подчеркивается отрицание личности (анатта). Будда учит отрицанию того, что существует постоянная истинная сущность внутри каждого человека. С другой стороны, в учении Кришны личность (атма) играет важную роль, так как каждая душа считается вечной и бессмертной, частью Божественной Личности
Развитие личности и возвращение к своей истинной природе является важной целью учения Кришны
В целом, учения Будды и Кришны имеют свои сходства и отличия. Оба учения стремятся помочь людям найти путь к освобождению и преодолению страданий. Однако, подход и акценты в этих учениях различаются в зависимости от их философии и целей.
Знакомясь с главой, подумайте:
Цивилизации Древней Индии и Древнего Китая оказали огромное влияние на мировую культуру. Самым большим культурным вкладом этих народов в мировую культуру, на мой взгляд, можно считать философско-религиозные системы индуизма, буддизма и конфуцианства, которые сегодня занимают ведущие позиции в религиозном мировоззрении. Сегодня индуизм проповедуют около 1 млрд человек, буддизм 0,5 млрд, а конфуцианство — 6,5 млн человек.
Также сегодня каждый человек в мире знает, что такое Великая Китайская Стена — монументальное сооружение протяженностью более 8 тысяч километров, заложенное первым императором единого Китая Цинь Шихуаном. А неповторимые по своей красоте и изяществу древнеиндийские храмы и по сей день поражают воображение миллионов туристов.
Древнекитайские иероглифы стали основой для корейской, японской и вьетнамской письменности. Индийские цифры были заимствованы арабами, а сегодня их использует весь мир.
Также мировая копилка знаний и открытий была существенно пополнена китайскими изобретениями: бумага, порох, шёлк, компасс, бумажные деньги и сотни других вещей. А ряд древнекитайских традиций, как например чаепитие или традиционная китайская медицина, сегодня пользуются популярностью во всем мире.
Ритуалы и обряды
Ритуалы и обряды играют важную роль в практиках и верованиях буддизма и кришнаизма. В буддизме ритуалы часто связаны с медитацией и почитанием Будды. Буддисты могут совершать ритуалы, такие как просветление, поклонение и молитвы, чтобы достичь просветления и освобождения от страданий.
В кришнаизме ритуалы и обряды имеют глубокие религиозные и культурные значения. Одним из наиболее известных ритуалов кришнаизма является киртан, который включает пение и танцы в почет Кришны. Кришнаиты также совершают обряды, такие как поклонение и предложение пищи божествам, чтобы выразить свою преданность и получить благословение.
Ритуалы в буддизме
В буддизме существует множество ритуалов, которые помогают практикующим достичь просветления. Один из таких ритуалов — медитация. Медитация позволяет умиротворить ум, улучшить концентрацию и осознанность, а также достичь глубокого понимания реальности. Буддисты также могут совершать ритуалы поклонения, принося цветы, свечи и пищу Будде, чтобы выразить свою почтительность и преданность.
Обряды в кришнаизме
Кришнаизм также имеет свои особенные обряды, которые помогают поклонникам укрепить свою веру и преданность Кришне. Один из таких обрядов — поклонение и предложение пищи божеству. Кришнаиты приносят пищу Кришне в качестве дара и затем употребляют эту пищу как пищу благословения. Этот обряд помогает укрепить связь между поклонником и Кришной и выразить преданность и благодарность.
В заключение, ритуалы и обряды в буддизме и кришнаизме имеют свои особенности, но оба направления имеют общую цель — достижение просветления и освобождения от страданий. Ритуалы и обряды помогают поклонникам выразить свою преданность, почтение и благодарность своим божествам, а также укрепить свою веру и духовную практику.
Отличия и сходство двух религиозных учений
Индуизм и буддизм, отличия которых сделали их разными религиями, имеют похожие черты. Основные сходства и различия раскрываются по следующим понятиям.
Понятие Бога
В буддизме мир является вечно существующим, постоянно меняющейся материей. Нет бога-творца, управляющего им.
Будда — это не бог, а состояние просветленного. В это же время в буддизме могут встречаться упоминание других божеств, которые заимствованы из индуизма или олицетворяют какие-либо состояния сознания.
Согласно буддизму, они не имеют самостоятельного существования. Божества либо являются порождением ума человека, либо представляют собой силы так же, как и все, проходящие циклы реинкарнации.
В индуизме существует верховный творец Брахма, который вместе со своими образами Вишну (созидающая сила) и Шивой (разрушающая сила) составляет Тримурти — Троицу.
Существует множество других божеств и богоподобных существ, но все они являются проявлениями верховного Творца. Будда не является воплощением, подобным им. Например, разница между Шивой и Буддой в том, что первый является олицетворением силы разрушения, а второй — состоянием просветления. Также не равнозначны Кришна и Будда, разница которых в том, что Кришна — одно из воплощений бога Вишну.
Жертвоприношения
Среди многочисленных ритуалов индуизма есть те, которые связаны с жертвоприношениями. Они посвящались верховному божеству или другим богам.
Буддизм связан с понятием ненасилия. Считается недопустимым приносить страдания всем живым существам. Поэтому в буддизме нет ни жертвоприношений, ни употребления мяса животных.
Буддизм не признает насилие
Кастовое разделение общества
В индуизме есть четкое разделение на касты, подобные классам общества:
- Брахманы — жрецы, мудрецы;
- Кшатрии — воины;
- Вайшьи — торговцы, ремесленники;
- Шудры — работники.
Создавать семьи можно было только с членами своей касты. Рожденный в определенной касте мог заниматься только тем делом, которое присуще его сословию.
Изначально разделение было необходимо для того, чтобы каждый человек выполнял свои обязанности. Но постепенно система потеряла свою суть, и кастовая принадлежность стала олицетворять лишь рождение в семье определенного сословия. Разделение стало формальным, невзирая на качества самого человека.
В буддизме нет кастовых разделений. Просветления может достигнуть каждый человек, а не именно мудрец или воин. Более того, все люди и даже существа считаются равными.
Брахманы были ведущей кастой
Виды медитации
В обоих вероучениях существуют медитации — особые практики духовного развития.
- В буддизме она служит для самопостижения и обретения просветления. Медитирующий концентрируется на самонаблюдении и постижении иллюзорности своего «я».
- В индуизме, помимо такой медитации, можно концентрироваться на энергии души, Верховного Бога или другого божества.
Медитации могут проводиться с повторением определенных фраз — мантр. В индуистских мантрах могут упоминаться имена богов и выражения почитания, преклонения перед ними. В буддизме может встречаться упоминание Будды, но это связано не с поклонением, а с пробуждением состояния Будды внутри своего ума.
Обряды и ритуалы
Индуизм имеет намного больше ритуалов, чем буддизм.
Индуистские ритуалы занимают буквально каждую сферу жизни человека.
Богу можно подносить пищу, посвящать песнопения, с помощью религии можно освятить каждое дело человека. Разнообразие обрядов дополняется тем, что в разных регионах ритуалы могут отличаться. Это связано с тем, что в каждой местности могут почитаться любые ипостаси божественных сил.
Буддизм отличается минимумом обрядов. Они могут быть связаны с почитанием образа Будды или какими-либо этапами духовного развития человека.
Духовно развивающийся человек должен уметь медитировать в любых условиях
Сопоставление йогических и буддистских учений
Йога и Буддизм являются традициями, разработанными для того, чтобы помочь нам переступить пределы кармы и перерождения и осознать истинну осознанности. Они видят страдание и непостоянство присущими всему рождению, будь то животное, человек, или Божество, стремятся облегчить его через развитие более высокой сознательности. Оба подчеркивают необходимость растворить эго, чувство себя и своей собственности, и вернуться к изначальной реальности, которая не ограничивается отдельным Я. Обе традиции акцентируют реализацию просветления, или внутреннего озарения через медитацию. Обе системы признают Дхарму, принцип истины и естественного закона, как базового закона вселенной, который мы все должны понять. Такими Дхармами являются закон кармы и единство всех чувствующих существ. Буддизм определяет себя как Будда Дхарма или дхарма просвещенных, что видится как традиция, превосходящая время и место. Йога определяет себя как часть индуистской традиции, называемой Санатана Дхарма, вселенская или вечная дхарма, которая не привязана к какому-либо конкретному учителю, или традиции. Обе традиции называли себя Арья Дхармой, или Дхармой благородных мужчин.
Основные отличия между этими двумя системами в их наиболее важных взглядах и в способе практики. Ведические системы построены на фундаментальных принципах, таких как истинное Я (Атман), Создатель (Ишвара), и Верховный Бог (Брахман). Буддизм отрицает все подобные онтологические принципы, как всего лишь творения самого ума. В этом отношении ведические системы более идеалистичны, а буддистские системы — более феноменологичны. Отдельно от таких философских различий, обе системы разделяют одинаковые базовые этические ценности, такие как ненасилие, честность, непривязанность и отсутствие воровства. Обеты, которые дают буддистские монахи и садху в традиции Йоги — одинаковые, равно как и обеты монахов-Джайнов.
Йога и Медитация
Сегодня Йога больше всего известна своей традицией асан и йогических поз, которые являются наиболее популярной, видимой и внешней формой этой системы. Буддизм известен как традиция медитации, с помощью более популярных форм буддистской медитации, таких как Дзен и Випассана. Это очень странно, потому что Йога традиционно определяет себя как медитация, или как успокоение колебаний ума, а не как асана, которая преподается только как подготовка для медитации. В Йога Сутрах, классическом тексте о Йоге, в котором есть две сотни Сутр, только три из них упоминают асану, в то время как значительное большинство касаются медитации, ее теории и результатов.
На Западе мы слышим, как люди говорят о «Йоге и Медитации», обозначая йогу как асану, или некую другую внешнюю практику, такую как пранаяма. Если кто-то будет утверждать такое в Индии, то он услышит: «Йога и медитация, а их разве две?!» К сожалению, те, кто изучал Йогу на Западе, обучились только практике асан в этом учении, но не практике медитации. Некоторые из них могут поэтому смотреть в сторону буддистских учений, таких как Дзен или Випассана, в поиске практик медитации, не осознавая того, что существуют йогические и ведантические формы медитации, которые традиционно являются не только частью системы йоги, но и основного способа ее преподавания! Причина этому часто кроется в учителях йоги, которые не изучили аспект медитации в своей собственной традиции. Некоторым ее просто не преподали, так как ориентированные только на асаны учителя стали более популярными, без сомнений благодаря своей близости западному уму, ориентированному на физическое. Нет ничего неправильного в том, чтобы делать йогические асаны и выполнять буддистскую медитацию, но тот, кто называет себя учителем Йоги и до сих пор не знает йогической традиции медитации, не может называть себя учителем Йоги. Мы можем их сравнить с кем-нибудь, кто практикует буддистскую систему упражнений, такую как буддистские боевые искусства, но поверх всего этого выполняет не-буддистскую медитацию, и все еще называет себя учителем Буддизма!
Настоящая традиция Йоги ставила перед собой цель создавать мастеров медитации, а не только прекрасно гибкие тела. Большая часть системы Йоги Патанджали связана с наукой медитации, включая концентрацию, медитацию и Самадхи (Дхарана, Дхьяна, Самадхи). На самом деле, в начале Йога Сутр Йога определена как Самадхи, или духовное познание/единение. Йога и относящиеся к ней системы Веданты включают в себя множество типов медитации как с формой, так и без нее. Сюда относятся техники пранаямы, такие как Со’хам Пранаяма или разнообразные типы Крия Йоги (как та, которой учил Йогананда), медитация на Божеств всех типов и разные подходы, связанные с поклонением, все виды мантр – от простых биджа-мантр, таких как Ом, до длинных мантр, таких как Гаятри, использование янтр и других геометрических изображений, разнообразные методы концентрации, пассивные подходы к медитации и активные подходы, такие как само-вопрошание, преподаное Рамана Махариши. Это богатая медитационная традиция, в которой разнообразная практика асан является лишь аспектом.
Основы учения
Чтобы общность и разница учений стали понятными, необходимо рассмотреть их основы.
Основы буддистского учения
Основанием буддизма являются Четыре благородные истины:
- Жизнь есть страдание.
- Причина страдания — желание.
- Чтобы остановить страдание, нужно освободиться от желаний.
- Дорога к освобождению — Восьмеричный путь.
Восьмеричный путь представляет собой свод правильных поступков и намерений человека. Следуя им и постигая сущность себя и мира, буддист достигает состояния Будды.
Основы индуистского учения
В индуизме большое значение придается чтению священных писаний и руководству гуру — учителя на духовном пути. Очищая свою душу и нейтрализуя карму, человек почитает верховного Брахму и другие проявления божественной силы.
В индуизме важное значение придается преданности и поклонению. От индуиста требуется почитание законов — дхарм
Следуя им, он будет идти к очищению и соединению с Абсолютом, в котором все существующее в мире едино.
Статуя в индуистском храме Тримурти — Брахма, Вишну и Шива
Основные различия между Харе Кришна и индуизмом
- Свами Прабхупада, также известный как А.Ч. Бхакти Веданта, является индийским религиозным деятелем и философом, который основал организацию Харе Кришна в 1965 году. Индуизм представляет собой сочетание нескольких религий, а не одного основателя.
- Приверженцы сознания Кришны хотят быть едиными с абсолютной истиной. Они не считают свои отношения со всемогущим Богом религиозными. Индусы поклоняются нескольким богам и богиням в дополнение к Брахману, который считается высшей божественной силой, присутствующей во всем.
- Также заметны символы отца-основателя движения А.Ч. Бхакти Веданты. Двумя основными индуистскими эмблемами являются ом и свастика. Фраза свастика означает «удача» или «радость» на санскрите, а символ представляет большую удачу.
- Гаудия-вайшнавизм, или Харе Кришна, — индуистская секта. Харе Кришна — это название гимна, который поют преданные снова и снова. По мнению подавляющего большинства специалистов, индуизм зародился в долине Инда. С другой стороны, многие индусы утверждают, что их вера вечна и существовала всегда.
- Дхарма обычно ассоциируется у индусов с верой. Однако Харре Кришна считает, что вера не является дхармой, поскольку веру можно изменить, а Дхарма неизменна. Более того, Харре Кришна считает, что религия является составной частью человеческого сознания и не может быть преобразована или от нее нельзя отказаться.
Рекомендации
- https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/1369183X.1983.9975797
- https://books.google.com/books?hl=en&lr=&id=HiD5Enrerv0C&oi=fnd&pg=PP10&dq=Hare+Krishna+And+Hinduism&ots=7tTIOT82n8&sig=3CA3zMYsOUUWqY4KxaeIFweubno
История и философия Кришнаизма и Буддизма
Кришнаизм
Кришнаизм возник в Индии в I тысячелетии до нашей эры и был основан на культе Кришны, бога воплощения Верховного Бога. Развитие Кришнаизма напрямую связано с культурой Индии и является одним из видов индуизма. Основной документ Кришнаизма – Бхагавад-гита, главным образом, содержит четко определенную систему морали и этики.
Философия Кришнаизма базируется на представлении о перевоплощении души и о том, что путь к освобождению из круговорота жизней и смертей можно пройти благодаря любви к Кришне. Адепты Кришнаизма верят в единство всех существ и любят Бога через действия, поэтому многие из них практикуют харе-кришна-мантру, чтобы поддерживать связь с Кришной.
Буддизм
Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии, основанный на учениях Будды, которого почитают как высшего учителя и просветленного. Философия Буддизма базируется на четырех благородных истинах, включающих понимание страдания, его причины, возможности прекращения страдания и пути, ведущего к прекращению страдания. Основным документом буддизма являются «Сутры».
Основным принципом буддизма является «нирвана» или освобождение от страдания и перерождения, до которого можно дойти, пройдя «восьмеричный путь» включающий в себя правильное понимание, правильное намерение, правильную речь, правильную деятельность, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание и правильное сосредоточение. Первые философские школы буддизма включали «Резьбу», «Пустоту», «Созерцание» и «Традицию просветлённых мудрецов», которые каждая основывается на разных формах медитации и различных философских теориях
Первые философские школы буддизма включали «Резьбу», «Пустоту», «Созерцание» и «Традицию просветлённых мудрецов», которые каждая основывается на разных формах медитации и различных философских теориях.
Выбирая Путь
Есть немало людей на Западе сегодня, и даже в Индии, которые сочетают Йогу и Буддизм, впрочем как и менее связанные традиции. Некоторые люди порой пытаются следовать гуру обеих традиций (часто без одобрения своих учителей). Конечно, учения, котрые одинаковы в обеих традициях, такие как ненасилие, вполне легко соотносить. Также легко для Буддистов использовать асаны, или пранаяму, внешние аспекты учений Йоги, в своей практике. Но весьма сложной может оказаться медитация на Высшее Я в Веданте, совмещенная с медитацией на не-Я в Буддизме. Буддистский подход требует усомниться в том, что есть вообще какое-либо Я/Самость. Подход Веданты требует полной веры в Я/Самость и слияния всего с ним. И главным образом, трудно поддерживать определенные подходы преданности в буддистском контексте, где нет реального Бога, или Создателя.
В большинстве случаев, гуру либо в Ведической, либо в Буддистской традиции требуют, чтобы их ученики придавали особое значение точности их учений. В этом отношении, они могут не принять то, что их последователи комбинируют учения и практики от разных гуру и от разных традиций, особенно те, что по-разному ориентированы. В эту эпоху эклектики, много людей совершают какие-то синтетические эксперименты, комбинируя разные духовные пути и учения согласно своим наклонностям и влияниям. Это может даже оказаться плодотворным в каих-то случаях, особенно, когда кто-то все еще ищет свой собственный путь. Все же, часто люди теряются, или оказываются сбитыми с толку, пытаясь смешать вместе учения, которые они на самом деле не понимают. Прыганье назад и вперед между учителями и традициями может ограничить нас от какого-либо продвижения в какой-либо из них. Искусственный синтез, который во многом является ментальным упражнением, не является заменителем глубокой практики, которая требует преданной концентрации. Цель не в том, чтобы комбинировать пути, а в том — чтобы достигнуть цели, что требует прибывания на истинном пути до конца. В то время как может быть много путей к вершине горы, вряд ли кому удастся высоко забраться постоянно скрещивая и меняя пути. Прежде всего, пытаться объединять пути – это задача не для учеников. Это возможно для мастеров, великих носителей линии передачи в традициях, совершать таковое, если это необходимо.
Немного истории
Возникновение буддизма овеяно красивыми легендами. Согласно им, в 563 году до нашей эры в семье раджи и царицы Махамайи в майский день полной луны, родился сын. Восемь провидцев, которые были приглашены отцом ребенка для определения его будущего, увидели в новорожденном младенце исключительные признаки и предсказали, что станет он либо великим царем либо Буддой.
Мальчик получил имя Сиддха́ртха Гота́ма (Гаутама), что означает того, кто добился своей цели. Мать его вскоре после родов умерла. Отец пытался всячески оградить сына не только от религиозных веяний, но и от страданий окружающего мира.
Выехав на колеснице впервые за пределы дворца на тридцатом году своей жизни, Готама узрел то, что изменило всю его дальнейшую жизнь. Увидев на улице сначала нищего, затем больного старика, а после отшельника и мертвого, он внезапно осознал, что в мире существуют неизбежные события: старение, болезни, смерть, лишения, мучения, и никакие материальные блага не могут изменить подобный ход бытия. Самопознание – вот истинный путь для постижения истины жизни.
Подобные размышления заставили его отказаться от богатой, сытой жизни и подтолкнули к странствиям с целью познания и достижения Просветления. Долгий путь лишений, длиной в шесть лет на грани изнеможения, закончился в день его рождения, после 49-дневной медитации под фикусовым деревом, когда пришло осознание Истины.
Гаутама достиг Просветления в 36 лет, поняв причину всех человеческих страданий и пути избавления от них. Именно с этого момента, его будут звать Буддой, что означает Пробудившийся или Просветлённый.
Основы учения
Четыре благородных истины являются фундаментом буддизма. Кратко их можно изложить так:
- Страдание существует.
- Причина его – жажда или желание.
- Возможно прекращение страдания – достижение нирваны, отказ от жажды.
- Дорога к избавлению от страдания – Восьмеричный Путь.
Находясь в своих странствиях на пороге смерти, Будда осознал, что к познанию истины не приводят ни мирские блага, ни самоистязание. Правильный Путь лежит посередине, включает в себя такие категории, как мудрость, нравственность, духовная дисциплина.
Основными доктринами буддизма считаются:
- Учение о причинно-следственной связи и карме, поясняющее, что не существует в мире причин и следствий какого-либо явления, но существуют условия его возникновения или невозникновения. Страдания человека, зависят от его действий и поступков, которые определяют карму – судьбу.
- Учение анатмавады – теория отрицания души.
- Учение мгновенности. Основными положениями его являются постулаты: бытие мгновенно, а любое состояние непостоянно. События возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Жизнь состоит из отдельных вспышек, создающих иллюзию некой стабильности.
- Буддийская космология – учение о мироздании, развитии вселенной, о перерождении.
Основным постулатом учения является следующее утверждение: не существует каких-либо божественных субстанций. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. Достигнуть состояния Пробуждения можно путем избавления от иллюзий. Увидеть жизнь такую, как она есть, помогает путь самоограничения, следование заповедям и медитация.
Главные особенности индуизма и буддизма
Одно из самых главных отличий буддизма и индуизма состоит в результатах, которые можно достичь практикуя буддизм или индуизм, причём живя в современном обществе.
Чем отличается практика самоосознания в буддизме от индуизма.
В буддизме медитация состоит из практики самонаблюдения и самообладания (смрити), концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни). Но(!) для того, чтобы заниматься «самонаблюдением», и концентрацией внимания для «интуитивного прозрения», необходимо время, в течение которого практикующий медитацию человек находится ВНЕ социума, как в реальности, так и в отношении информации. То есть, для занятия подобным видом медитации необходимо – полное отречение от всего вокруг. Иначе, результата – просто не будет!
Результат успешной медитации, это выработка – постоянного образа мышления, который позволяет нашему сознанию видеть вещи согласно их истинным ценностям. Но добиться постоянного образа мышления, можно только регулярно и по-многу практикуя медитацию на постоянной основе. Именно так это состояния «просветления» и достигается.
Но большинство из нас живёт в современном обществе. Практически все должны тратить в день более десяти часов на работу, учёбу, дорогу. Оставшиеся несколько часов свободного времени, мы вынуждены тратить на бытовые нужды: еда, бытовые дела, общение с близкими, активный отдых и другое. Исходя из современной занятости, современный человек может выделять на медитацию 1- 2 часа в день. И это, в – самом лучшем случае! И если учесть тот факт, что мы не можем моментально переключиться с наших повседневных дел и проблем на процесс медитации (который требует полного отвлечения ума), то естественно этого будет очень мало для того, чтобы достичь состояния «нирваны» – конечного состояния сознания человека который практикует буддизм. Определённые дивиденды от медитации человек получит (в виде успокоения ума, рациональном расходе жизненной энергии …). Всё это положительно, в разной степени скажется и на общении с близкими, и на работе (учёбе). Но при занятии медитацией 1-2 часа в день, человек достигает – «потолка» на своём пути самоосознания. И это должны знать все те, кто решил заняться медитативными практиками, которые призваны помочь нам в концентрации нашего сознания.
Сильнее всего из того, что может привлечь наше внимание, это – личность, то есть живое существо, другой человек или даже домашнее животное, к которому сильно привязан хозяин. Медитация в индуизме принципиально отличается от медитативных практик буддизма
Медитация в индуизме принципиально отличается от медитативных практик буддизма.
Занимаясь одним из видов духовной практики индуизма, человек изучает различные виды энергий Всевышнего, каким образом эти энергии действуют. Также человек изучает священные писания, где описываются деяния Всевышнего Бога в одной из форм Его воплощения («Аватары»). В процессе занятия духовной практикой, человек читает мантры, которые состоят из имён Всевышнего. Все эти действия помогают вовлечь сознание человека во – взаимоотношение со Всевышним. Именно на своих действиях, которые выражаются в различного рода служении Верховной личности Бога, и – отличаются основные направления индуизма от практики буддизма. В индуизме, одновременно практикуются медитации как на разные виды энергий Всевышнего. Например, медитация на всепроникающему энергию Всевышнего – «брахман». Так же медитация и не Его (Бога) личный аспект, как – Высшего разумного Существа.
Естественно, что живя в современном мире может рассчитывать на прогресс по пути продвижения в самоосознании, только практикуя более действенные метода, которые призваны определить своё положение относительно Абсолютной Истины – Источника всего сущего (Всевышнего Бога). Если же согласно буддизму практиковать «самонаблюдение», концентрацию внимания, то добиться интуитивного прозрения (праджни) можно только в том случае, если практиковать медитацию буддизма не один год, по нескольку часов в день. Причём не отвлекаясь на материальные интересы, и живя в полном отречении от всех удовольствий этого мира.
Подробнее о различных видах духовной практики, в том числе тех видов, которые успешно можно практиковать в современном мире (без полного отречения) можно прочитать в священном писании «БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ», (опубликована на нашем сайте онлайн; можно скачать аудиовариант писания). «Бхагавад-гита признана – квинтэссенцией ведической мудрости. В этом писании есть даже больше для того, чтобы человек мог понять смысл жизни, и осознать разные пути духовного самоосознания.
Популярность Будды и Кришны в современном мире
Будда и Кришна являются двумя из самых популярных религиозных фигур в современном мире. Они оба имеют свою уникальную философию и привлекают миллионы последователей со всего мира.
Будда, основатель буддизма, учил о достижении просветления через осознание и отказ от материальных желаний. Учение Будды о мире и счастье привлекает людей, страдающих от стресса и тревоги, и предлагает практические методы для достижения внутреннего покоя.
Кришна, божество индуизма, представляет собой полубога, символизирующего совершенство и любовь. Его эпическая история «Махабхарата» и «Бхагавад-гита» являются важными источниками вдохновения для многих людей. Кришна также привлекает молодежь благодаря своей привлекательной внешности и веселому образу жизни.
Оба этих божества имеют огромное количество последователей во всем мире. Буддизм распространен преимущественно в Восточной Азии, в то время как культ Кришны популярен в Индии и других странах, где преобладает индуизм.
Популярность Будды и Кришны объясняется их уникальной философией, которая предлагает ответы на вечные вопросы о смысле жизни и путях к счастью. Их учение о мире и духовной просветленности привлекает людей, которые ищут глубокий смысл и цель в своей жизни.
Будда и Кришна также стали объектами интереса искусства, литературы и кинематографа. Их образы изображаются в картинах, статуях и фильмах, что помогает продвигать их учение и делает их более доступными для широкой аудитории.
Таким образом, популярность Будды и Кришны в современном мире можно объяснить их привлекательными учениями, культурным наследием и значимостью для миллионов людей, стремящихся к духовному просветлению и смыслу жизни.
Общие черты и различия учений Будды и Кришны
Учения Будды и Кришны имеют некоторые общие черты, но также существуют и различия, которые делают их уникальными. Оба учителя наставляли о свободе от страданий и духовном просвещении, но подходили к этой цели по-разному.
Общие черты:
Оба учителя призывали к осознанию и просветлению как путям к освобождению от страданий. Они учили о циклической природе жизни и смерти, о реинкарнации и карме. Оба учителя призывали к духовной практике, медитации и развитию внутреннего мира
Они подчеркивали важность любви, сострадания и постоянного стремления к самосовершенствованию
Различия:
- Учение Будды сконцентрировано на достижении нирваны, освобождения от круговорота рождения и смерти, а учение Кришны ставит акцент на служении Богу и реализации духовности через преданность.
- Буддизм отрицает существование Бога и призывает к самосовершенствованию через устранение желаний, в то время как учение Кришны утверждает существование Верховной Личности Бога и призывает к преданию и возвышению сознания.
- Различные методы медитации и практики используются в обоих учениях: в буддизме — осознанность и випассана, в учении Кришны — мантра-медитация и служение.
- Учение Кришны также включает в себя концепцию «бхакти-йоги» — пути преданности и любви к Богу, которая отсутствует в буддизме.
В целом, как Будда, так и Кришна предлагают своим последователям путь освобождения от страданий и духовного просветления, но с разными акцентами и методами
Однако их учения имеют важное значение в духовном развитии людей и вносят огромный вклад в культуру и философию мировой религии