Пилум

Туника

Покрой римской туники во II–III веках изменился. Её начали делать несколько уже и длиннее, чем раньше, а также стали снабжать длинными (до запястья) рукавами. Туники для лета изготавливались изо льна, зимние — из шерсти. В отличие от современной сорочки, туника не выкраивалась, а ткалась как один большой кусок ткани крестообразной формы. Длина такого куска составляла 220 см, ширина – 90 см. В центре ткань складывали пополам, сверху в ней прорезали горловину, а затем сшивали с боков.

Египетская туника IV века из музея Метрополитен

Как видно на фресках и мозаиках, даже простую одежду обычно окрашивали. Наиболее предпочтительными цветами были белый, красный, синий и зелёный. В III–IV веках появились расшитые туники, которые носили высшие офицеры. Самыми знаменитыми из них были мавританские и далматские. Ворот, подол и окончания рукавов украшались расшитым кантом.

В моду в это время вошли также многоцветные вставки круглой или квадратной формы, которые ткались отдельно и затем нашивались на ткань на плечах и на груди. Когда одежда приходила в негодность, такие вставки спарывали и затем пришивали на новую.

Современная реконструкция римской туники

В IV–V веках появилась мода надевать одну тунику поверх другой. Верхнюю одежду, как правило, делали из более плотной ткани с короткими рукавами. Эта мода процветала среди германцев, предпочитавших пёструю одежду различных цветов.

Примеры толкования некоторых неподвижных звезд в астрологии

Любая звезда будет иметь свою характеристику, а в рамках космограммы того или иного натива она приобретает особую исключительную интерпретацию. Перечислить значение всех неподвижных звезд в астрологии практически невозможно, так как их очень много, но мы опишем несколько основных толкований.

  • Алголь (26°22′ Тельца). Эта звезда подразумевает под собой неблагоприятное и негативное положение. Скорее всего, исход определенной ситуации будет неприятным. В тандеме с куспидом 7-го дома предзнаменует семейные трудности, которые практически невозможно разрешить. Среди таких проблем могут быть бесплодие, венец безбрачия, абьюзивный и деспотичный партнер, сложные отношения с родителями и детьми. Астролог может подсказать выход из данной ситуации, но только при наличии полной космограммы натива.
  • Альдебаран (9°59′ Близнецов). В астрологии это благоприятная звезда, которая говорит о положительных изменениях в жизни натива. Путь, по которому готовится пройти человек, будет легким и успешным. Если имеются сомнения относительно нового рабочего места и отношений, Альдебаран может оказать влияние на положительное решение, которое в итоге принесет удачу. При воздействии на асцендент стоит ожидать приятных перемен.
  • Альциона (0°12′ Близнецов). Как и первая звезда, Альцион несет негативный окрас в натальную астрологию. Наличие этого космического объекта в созвездии говорит о том, что исход будет плохим. Если у натива возникло какое-либо разногласие в бизнесе или в личных отношениях, скорее всего, его ожидает разрыв и разочарование. При условии, что Альцион будет частью планетарного соединения, в жизни индивида, скорее всего, будет присутствовать негативное мышление, отсутствовать рациональность и адекватное восприятие критики. Кроме того, человек будет отличаться неуверенностью в себе и инфантильностью.
  • Антарес (9°58′ Стрельца). Данный объект в астрологии неподвижных звезд может трактоваться как с положительной, так и с отрицательной точки зрения. Все зависит от конкретной ситуации. По своему значению Антарес – звезда окончания, финишной прямой. Она говорит о завершении чего-либо и принятии окончательного решения. Если натив долгое время в своей голове вынашивает план относительно того, стоит ли ему уходить с работы, которая не приносит удовольствия и желаемого дохода, то наличие Антареса в натале может говорить о необходимости действовать.
  • Виндемиатрикс (10°09′ Весов). Как правило, наличие этой звезды в натальной карте говорит о том, что в личной жизни будут перемены и, скорее всего, они будут связаны с расставанием и разлукой, особенно если Виндемиатрикс соединяется с вершиной 7-го дома. Кроме того, эта звезда может сигнализировать о том, что не стоит предпринимать поспешных действий и совершать необдуманных поступков.
  • Регул (0°02′ Девы). Эта звезда говорит о финансовом положении и, как правило, благоприятном, если идет взаимодействие с куспидами домов. Кроме того, Регул является показателем влиятельного положения натива в обществе, однако если такой признак присутствует в натальной карте, это может говорить о том, что индивидуум зациклен лишь на материальных ценностях, а это не очень хорошо. В астрологии эта неподвижная звезда на десценденте может говорить о договорном браке с материальной подоплекой и характеризовать натива как жадного и алчного человека.
  • Спика (24°03′ Весов). Это очень благоприятный показатель в натальной карте, который говорит о гармонии, умиротворении, душевном равновесии и счастье натива. В астрологии эта звезда – признак счастливого брака и полного взаимопонимания с окружающим миром.

Даже сложные и неблагоприятные аспекты космограммы можно рассматривать в положительном ключе, использовать их как дополнительный стимул для развития или изменения личности. Неподвижные звезды в астрологии можно рассматривать в таком же свете. Главное – изучить легенду созвездия и местоположение интересующей вас звезды, сделать для себя определенные выводы и извлечь максимум полезной информации.

Меч

Наиболее распространённым типом римского меча в III–IV веках была спата — длинный меч, которым, как свидетельствует Вегеций, вооружались не только всадники, но и пехотинцы. Мечи из археологических находок этого времени представляют собой обоюдоострые клинки длиной от 65 до 85 см и шириной 4,4 см, сужающиеся на конце в короткое остриё. Клинок, как правило, имеет линзовидный профиль, для уменьшения веса и придания большей жёсткости в нем вытачивались симметричные долы, число которых варьировалось от одного до четырёх. Вес клинка составлял 700–800 г.

Современная реконструкция римского меча IV века в ножнах

Мечи римских оружейников были продукцией высокого класса, дорого ценившейся у соседей римлян. Клинок мечей III–IV веков изготавливался по технологии фальшивого булата: прутья высоко- и низкоуглеродистой стали плотно переплетались друг с другом и перековывались так, что в металле оказывались перемешаны тысячи слоёв. Подобное соседство делало клинок прочным без хрупкости и гибким без мягкости. Из 100 мечей, найденных в Нидаме, 90 сделаны по этой технологии.

Для украшения клинка в его верхней части иногда помещалось изображение военных штандартов, орла, а также богов: Марса, Виктории, Минервы и т. д. Оно, как правило, травилось кислотой и плакировалось золотом, орихалком или другим металлом контрастного цвета.

Рукояти мечей IV века из Нидама

На оконечность клинка в форме хвостовика насаживалось навершие из дерева, рога или слоновой кости — как правило, богато украшенное резьбой. Оно соединялось с клинком через высверленное в центре отверстие, а затем закреплялось бронзовой заклёпкой в верхней части. Некоторые мечи III–IV веков имели навершие в форме кольца — эта форма была заимствована у рукояти мечей сарматов. Рукояти офицерских мечей часто выполнялись в форме орлиной головы и украшались золотом и драгоценными камнями.

Строение пилума

В III-II веках до н.э. наконечник пилума как правило был намного короче поздних, наиболее известных вариантов. Короткие наконечники не превышали длину в 30-40 см, и имели широкую плоскую форму. Уже середине II в.н.э. пилум состоял из длинного железного наконечника, примерно равного по длине с древком, и имел общий вес от 1 до 2,5 кг, в зависимости от конкретной модели. Общая усреднённая длина пилума как правило составляла 2 м, наконечник имел длину в 60 см, хотя некоторые находки достигают длины в 90 см. Снизу древко зачастую имело железный наконечник для втыкания пилума в землю, при необходимости.

Железные наконечники, крепившиеся к нижнему концу древка. I в.н.э. Найдены в Виндониссе. Хранятся в музее Виндониссы

Толщина наконечника как правила составляла около 7 мм, навершие же было зазубренным или пирамидальным. Существовало несколько разных способов крепления наконечника к древку, к примеру «втулочный» способ — на конце наконечника изготавливалась расширяющаяся полость, надевавшаяся на оконечность древка, или наиболее распространённое крепление при помощи плоского языка, который так же крепился к древку несколькими заклёпками, изначально железными, а впоследствии и деревянными.

Обрисовка наконечников пилумов. Примерно III–II веков до н.э. Находки из: Таламоначчо (а), Эфиры (б) и Кастельруфа (в)

Обрисовка наконечников пилумов (до 9 г.н.э.) из римского лагеря на месте современного города Обераден, Германия

Коллекция наконечников разных форм и размеров. Хорошо видны разные способы крепления к древку .Середина II в. до н.э. Находка из города Шмихель, Словения. Хранится в народном музее Словении

Введение Гаем Марием деревянных заклепок было вызвано необходимостью исключить повторное использование брошенных пилумов уже против римлян. Как правило, наконечники пилумов изготавливались из достаточно мягких материалов и не закалялись, что при попадании во вражеский щит приводило к изгибу наконечника, и, как следствие, непригодности пилума для повторного использования. Однако было отмечено, что наконечник довольно часто не гнулся, соответственно деревянные заклепки послужили решением этой проблемы, приводя к поломке пилума.
Со времен поздней республики на барельефах порой можно увидеть пилумы с укрепленными на них сферами, которые предположительно изготавливались из металла, и крепились у окончания древка. Их назначением было, по всей видимости, увеличение веса снаряда, и, как следствие, его пробивной силы.

Фрагмент каменного рельефа «della Cancelleria» изображающий преторианцев. Виден пилум с металлической сферой, на которой выгравирован орёл. I в.н.э. Рим

Орёл, выгравированный на пилуме, с каменного рельефа «della Cancelleria»

Возникновение копий

Первые копья появились в раннем каменном веке. Как только человек научился делать резец, с помощью которого можно было заточить деревянную палку, меняется вооружение первобытности. Копье, а точнее острога, становится главным спутником людей той эпохи.

По сути это прямая палка, заостренна с одного края и с обожженным концом. Но она удобнее дубины во многих отношениях. В дальнейшем на эти палки начинают делать каменные наконечники.

Крепление могло быть двух видов. Либо наконечник привязывали к палке при помощи веревок или сухожилий, либо дерево расщепляли, и в образовавшийся расщеп вставляли наконечник, для верности так же стягивая сухожилиями или веревкой.

Для охоты или уже тогда происходивших боевых столкновений его использовали и как оружие ближнего боя, и как метательное оружие. Что бы повысить дальнобойность, изобретена копьеметалка. Она представляла собой длинную палку, с ответвлением на конце.

Копье вкладывалось в эту палку, конец был на ответвлении, после чего охотник резко выкидывал копьеметалку вперед. Таким образом, увеличивался рычаг, и копье могло пролететь расстояние в разы большее, чем от броска рукой.

Копье для охоты постепенно отделилось в отдельную ветвь, отличия с боевым оружием были более чем значительны. Боевое копье в свою очередь тоже видоизменялось, и появлялись все новые разновидности его.

С появлением металлообработки копья получили новое дыхание. Металлические наконечники, более совершенные, делали копейщиков более эффективными в строю. Становится возможным делать широкие лезвия у наконечников для нанесения страшных ран, или наоборот, узкого, но обладающего большей пробивной способностью.

Этот строй, известный как фаланга, просуществовал тысячи лет. Пехота, прикрытая щитами, выставившая по фронту копья, шла на врага.

Удар был сильным и неотразимым. Конница не смела и думать атаковать фалангу в лоб, так как копья надежно прикрывали пехотинцев. Были и недостатки у этого строя.

Активными были только первые два ряда, начиная с третьей шеренги, бойцы банально не доставали до противника, вступая в битву в случае гибели или ранения бойцов первых шеренг и напирая на них для продвижения вперед.

Кроме того применение фаланги требовало постоянного соблюдения строя и ровной местности. Иначе всадник с копьем, или луком мог пробить брешь в строю, расширить которую было делом нескольких минут.

С течением времени копья трансформировались, удлинялись, появлялись сариссы. Эта 8-метровая разновидность копья еще лучше прикрывала воинов, позволяла вступать в бой бойцам из более дальних шеренг. Кроме того, поднятые вертикально или под углом, такие копья прикрывали пехоту от обстрела, меняя траекторию стрел и сбивая их.

Спартанские воины начинали постигать это искусство с 7 лет, а кочевые народы с возраста, когда мальчик мог держать в руках оружие.

В принципе копье почти всегда состояло из нескольких частей, а именно:

  • древко, или ратовище, деревянный стрежень;
  • сутан или бунчук, на некоторых видах копий, состоящий из конского волоса для впитывания крови;
  • наконечника, состоящего в свою очередь из пера, втулки и, на некоторых видах, шейки.

Если рассматривать оружие по периодам времени, то средневековое копье значительно отличается по своему устройству и применению от копья гастата античности или кавалерийской пики ХХ века.

Разница в материале, способе крепления наконечника и наконец, в форме и размерах самого наконечника копья.

Неподвижные звёзды

Астрономы древности делили все светящиеся объекты на две категории: «неподвижные звёзды» и «блуждающие звёзды», ныне известные как планеты. Долгое время считалось, что первые стоят на месте, хотя уже в древности было известно об изменении положений относительно точки весеннего равноденствия из-за прецессии. Птолемей первым разработал инструмент, позволивший сделать необходимые измерения, он определил положения 1022 звёзд и опубликовал этот список в «Альмагесте». Позже астрологи использовали этот список в качества предпочтительной методологии для астрологической работы с неподвижными звёздами.

Движение звёзд

На самом деле термин «неподвижные звёзды» весьма условный, так как звёзды не являются неподвижными. Существует три вида движения:

  • Прецессия точек равноденствия — кажущееся смещение звёзд по долготе из-за попятного движения точки весеннего равноденствия. Причины этого явления до сих пор до конца не выяснены. Прецессионное движение не влияет на взаимное расположение звёзд.
  • Собственное движение звёзд. В 1718 году было обнаружено, что со времён Птолемея Сириус и Арктур поменяли своё положение и сдвинулись к югу. В наше время уже известно, что звёзды обладают собственным движением, из-за которого медленно меняется их взаимное расположение.
  • Радиальное движение — это разновидность собственного движения, объект исследований ученых современности.

С точки зрения астрологии это важно знать, чтобы не допустить ошибок при применении знаний из древних трактатов по астрологии, так как звезда за несколько сотен лет могла не только сдвинуться на некоторое количество градусов, но даже перейти из одного знака зодиака в другой.

Величина и яркость звёзд

Неподвижные звёзды отличаются между собой по цвету и величине, это различие является одним из признаков, по которым в астрологии определяется их влияние, но такой метод подходит только для крупнейших звёзд. Видимые величины звёзд обозначаются номерами, звёзды первой величины (такие как Сириус, Регул, Спика и др.) — самые яркие, остальные классифицируются в зависимости от своей яркости и размера до пятнадцатой величины. В астрологии учитываются только звёзды до пятой величины, то есть видимые невооруженным взглядом, при этом значимыми считаются только звёзды первой и второй величины. Хотя в определенные периоды величина некоторых звёзд (например, Алголь) может варьироваться и они меняют свою яркость.

Классификация неподвижных звёзд

В разные времена использовались различные способы классификации неподвижных звёзд, но большинство методов основано на объединении звёзд в созвездия. Во времена Птолемея были известны лишь 48 созвездий, остальные были добавлены после 1600 года. Происхождение и принципы древнейших классификаций до сих пор остаются загадкой для учёных, еще Арафос в 270 году до Н.Э. писал о 45 группах звёзд, но они были известны за сотни лет до него, еще во времена халдеев. Некоторые исследователи полагают, что при объединении звёзд в созвездия древние руководствовались сугубо астрологическими принципами, так как визуально очертания созвездий мало напоминают персонажей, именами которых они названы. С древности до наших дней методы классификации звёзд изменялись следующим образом:

  1. Классификация по имени — это самый древний метод классификации. Все крупные неподвижные звёзды обладали собственными именами. Большинство названий, которые использовались в западной астрологии и астрономии, были введены арабами.
  2. Классификация по месту в созвездии. Птолемей несколько продвинул методику классификации звёзд, он ввёл систему названий, основанную на положении звезды в фигуре созвездия, например «правое колено Волопаса» для Арктура. Эта система довольна неточна, но она по сей день активно используется астрологами.
  3. По созвездию и букве. Следующим был придуман метод, в котором звезда определяется по созвездию и по букве греческого алфавита, в порядке убывания яркости. Эта система используется и в наши дни.
  4. По номеру в каталоге. Для тех звёзд, которые открыты при помощи телескопа, в наше время принято просто указывать номер согласно одному из каталогов, в таких каталогах приведены миллионы звёзд. В астрологии эти звёзды не учитываются, так как влияние звёзд малой величины незначительно.

В астрологической литературе повсеместно можно встретить второй и третий методы классификации неподвижных звёзд.

Список литературы

Bishop, M.C.; Coulston, J.C.N. (2009). Roman Military Equipment from the Punic Wars to the Fall of Rome (2nd ed.). Oxford, UK: Oxford Books;

Connolly, Peter. «The pilum from Marius to Nero: a reconsideration of its development and function», Journal of Roman Military Equipment Studies, vol. 12/13

Zhmodikov, Alexander, 2000, «Roman Republican Heavy Infantrymen in Battle (IV-II Centuries B.C.),» in Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, vol. 49 no. 1.

JAMES CURLE, F.S.A. SCOT., F.S.A. A Roman frontier post and it’s people. The fort of Newstead in the Parish of Melrose. Glasgow, MDCCCCXI. Originally published by JAMES MACLEHOSE AND SONS for the Society of Antiquaries of Scotland.

4) Северное сияние

Сияние, строго говоря, называется полярным и представляет собою свечение верхних слоев атмосферы планеты, видимое близ ее полярных шапок – магнитных полюсов. Вызывает всполох красок на небе взаимодействие частиц атмосферы с заряженными частицами солнечного ветра.

Почему сияние такой цветовой гаммы? В спектре полярных сияний Земли наиболее интенсивно излучение основных компонентов ее атмосферы – азота (фиолетово-зеленый) и кислорода (зеленый, реже красноватый). На других планетах с атмосферой иного состава и цветность сияния будет другим.

А вот считать это явление исключительно зимним – большая ошибка, хотя именно с зимним ночным небом оно ассоциируется у большинства. На самом деле полярное сияние можно наблюдать в любое время года, причем весной и осенью гораздо чаще, чем зимой и летом. Пик частотности приходится на периоды, ближайшие к дням весеннего и осеннего равноденствия. Ярче всего полярное сияние бывает именно в ночные часы.

Пояс, где можно увидеть северное сияние в России, начинается с 67-70 параллелей, хотя в момент наибольшей солнечной активности он может «спускаться» еще примерно на 20°. Хотите увидеть цветное чудо наверняка – дождитесь вспышек на Солнце и как можно скорее отправляйтесь в Республику Коми, на архипелаг Шпицберген, на север Архангельской, Мурманской или Красноярской областей.

История

В переводе с латыни «pilum» значит «пест», хотя визуально средство для толчения сложно назвать похожим на копье. По другой версии, название оружия произошло от прозвища древних римлян, их называли «pilumnoe poploe», что примерно переводится как «копьеносный народ».

Когда и кем изобретен пилум, не известно. Есть несколько версий, у кого римляне позаимствовали оружие: у сабинян, иберов или самнитов, но, скорее всего, у этрусков. Копье стало значимой частью вооружения римских легионеров в начале III века до н. э. Изначально его использовала пехота, а после формирования республиканских легионов и до 27 года до н. э. пилумом пользовались легкие легионеры велиты и тяжело вооруженные пехотинцы гастаты. Около 100 года до н. э. военачальник Марий придал пилуму статус обязательного оружия для каждого легионера.

Постепенно пилум был вытеснен облегченным копьем спикулумом. Хотя некоторые историки полагают, что это одно и то же оружие. Когда Римская империя развалилась, исчезли пехотинцы легионеры, тогда же завершилась история пилумов, на полях боев ключевыми фигурами стали тяжелые кавалеристы с копьями значительной длины.

Принцип действия пилума

Железный наконечник имел ключевую роль при применении пилума. Он имел твердое пирамидальное острие, но сам стержень был сделан из более мягкого железа. Благодаря этому стержень сгибался после удара, что делало оружие бесполезным для противника, который не мог его использовать. Тем не менее, было много случаев, когда весь наконечник (со стержнем) был закален, что делало пилум более подходящим для ближнего боя. Кроме того, если пилум пробивал щит, он мог застрять, и таким образом изгиб стержня и утяжеление щита весом пилума, затрудняло движение и вынуждало врага сбросить свой щит, поскольку удаление пилума было трудоемким и небыстрым процессом. Даже если стержень не сгибался, пирамидальный наконечник все равно было трудно извлечь, из-за его длины и глубины проникновения сквозь щит.

Хотя изгиб стержня наконечника пилума обычно рассматривается как неотъемлемая часть конструкции оружия и как преднамеренная особенность, этому есть мало доказательств. Наиболее часто встречающиеся экспонаты указывают на то, что пилум был сконструирован так, чтобы использовать вес оружия для нанесения урона, скорее всего, чтобы пробить броню и добраться до тела вражеского солдата. Поскольку оружие должно было использоваться против брони, пробивая ее за счет собственного веса, а не скорости, чтобы нанести урон, то изгиб стержня, по-видимому, является побочным, но весьма полезным свойством.

Большинство других метательных копий того времени не могли пробить щит. Напротив, так как пирамидальный наконечник пилума был шире, то как только он проникал в щит, он оставлял позади отверстие большее, чем остальная часть стержня, и проходил сквозь щит с наименьшим сопротивлением, ударяя солдата. Помимо этого при переходе к ближнему бою легионер мог наступить ногой на древко и оттянуть щит противника вниз, открыв брешь для нанесения удара.

Поножи

Во II–IV веках поножи вновь вернулись в состав снаряжения римских легионеров. О необходимости снабжать пехотинцев поножами пишут Арриан, Юлий Павел, Вегеций и Маврикий. По словам последнего, поножи обязательно должны были иметь для своей защиты воины, стоящие в первых двух рядах строя. Византийский Аноним VI века рекомендовал надевать поножи воинам, выделявшимся для участия в ночных засадах и беспорядочных схватках с противником.

Римские поножи III века

Поножи изображены на погребальной стеле Северия Акцепта, солдата VIII Августа легиона, их носят воины, изображенные на фреске «Исхода» в синагоге Дура-Европоса, а также воины в сцене «Амазономахии» на росписи щита из Дура-Европоса. Археологические находки римских поножей встречаются редко.

Поножи представляют собой простые железные пластины длиной 35 см с продольным ребром жёсткости. Размеры находок таковы, что они закрывают ногу лишь до колена. Возможно, для защиты самого колена использовалась отдельная часть доспеха, как в кавалерийских поножах того времени.

Для крепления на ноге поножи снабжены четырьмя парами колец, сквозь которые был пропущен ремень. Носили поножи поверх обмоток из грубой ткани, остатки которых были обнаружены в Дура-Европосе.

Щит

Большой щит обеспечивал воину надёжную защиту как от метательных снарядов противника, так и от ударов его ручного оружия. В течении II века ранее использовавшиеся легионерами щиты прямоугольной формы вышли из употребления. Им на смену пришли щиты овальной, почти круглой формы, широко известные по изобразительным памятникам и археологическим находкам III–IV веков. При раскопках Дура-Европоса в Сирии археологами были обнаружены два полностью сохранившихся римских щита середины III века и фрагменты еще 21 экземпляра разной степени сохранности.

Щит из Дура-Европоса, середина III века

Все находки имели форму широкого овала и размеры в пределах 1,07–1,18 м длины и 0,92–0,97 м ширины. Щиты были изготовлены из 12–15 тополиных планок толщиной 8–12 мм, встык склеенных друг с другом. В центре делалось отверстие, в которое просовывалась рука, державшая рукоять щита. Рукоять представляла собой горизонтальную металлическую полосу, проходившую через всю поверхность щита и прикреплявшуюся к ней восемью гвоздями. Фактически рукоять служила дополнительным элементом жёсткости. В месте кулачного хвата рукоять обматывалась кожей. Снаружи её прикрывал металлический умбон, прикреплявшийся к щитовой доске четырьмя гвоздями.

Для защиты поверхности щита от повреждений она покрывалась сперва пропитанной клеем пористой тканью, затем кожей. Края щита через дерево обшивались сыромятным ремнём шириной 20–30 см. Поверхность щита, как внешняя, так и внутренняя, богато расписывалась. Реконструкция такого щита весит около 5 кг.

Реконструкция щита IV века. Изображение на лицевой стороне щита можно опознать как принадлежащее ауксилии палатине кельтов, образцом для росписи внутренней стороны послужил один из щитов из Дура-Европоса

Помимо непосредственной защитной функции, щит выполнял также функцию опознавательного знака, по которому в ходе сражения воины узнавали своих. Изображения на его поверхности представляют собой так называемые дигмы, то есть условные знаки или символы отдельных военных частей. Крупнейшим сводом этих знаков является Notitia Dignitiatum начала V века, чьи миниатюры содержат 265 изображений эмблем военных частей римской армии. Часть специалистов полагает, что эти изображения основаны на официальном источнике и отражают действительную картину эмблем различных частей позднеримской армии. Другие указывают на стереотипный вид изображений, отрицая тем самым надёжность этого источника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
My magic
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: